Интернет и ребенок
Планшеты, смартфоны с подключением к интернету есть у каждого современного ребенка, причем, с самого раннего возраста. Даже под землей, в метро вай фай и мы на связи всегда, имеем доступ ко многим удовольствиям. И не имеет смысла их запрещать, мы не можем бороться с техническим прогрессом. Времена не выбирают и нам нужно искать способы экологичного взаимодействия со всеми техническими новинками.
У детей развивается нетерпение из-за быстрого получения удовольствия, поиграть, посмотреть ролик, переслать фото друзьям. Мгновенно узнавать важную информацию, где что-то купить, заказать еду, купить со срочной доставкой товар и получить удовлетворение максимально быстро. Просто нажатием одним пальцем на экран гаджета.
Привычка получать все незамедлительно делает детей невыдержанными, тревожными. Даже небольшое промедление может стать невыносимым, а ребенок не в состоянии справиться с негативными эмоциями впадет в аффект (истерику).
Сможет ли ребенок позаботиться о себе в ситуации, когда под рукой не будет смартфона, он разрядится, не будет “ловить” интернет.
Если ребенок привыкает, что его желания регулярно исполняются в первую очередь, без промедления, он и в дальнейшем будет рассчитывать на такое отношение. Захотел – получил. Но мы, взрослые, должны понимать, что исполнять всегда желания детей моментально у нас не получится. Поэтому и должны научить ребенка выдерживать ожидание, чтобы они знали, что желаемое достигается не сразу.
Терпеливый ребенок (в меру конечно) не испытывает беспокойство и не устраивает истерик, когда ему отказывают или просят немного подождать.
⠀
Человек, способный контролировать себя, способен контролировать свое будущее!
Да, дети нетерпеливы.
Американский психолог Уолтер Мишелл в конце 1960-х годов провел эксперимент, в котором детям 4-6 лет предлагалось сделать непростой выбор.⠀
Суть эксперимента в том, что ученый предлагал детям на выбор: либо сразу съесть одну зефирку или конфетку, лежащую перед ними, либо не есть ее сразу, подождать примерно 15 мин. и получить за это еще одну.
Дальше экспериментатор выходил из комнаты, оставляя ребенка наедине с искушением насладиться лакомством немедленно. Бедному ребенку в этом помещении не на что было отвлечься, все игрушки были убраны. Только он и лакомство.
⠀
В результате одни дети съедали лакомство сразу, а другие, спустя 15 минут, получали обещанную награду.⠀
В этом исследовании приняло участие около 600 детей. На протяжении несколько десятков лет группа ученых во главе с Уолтером Мишелом следила за их успехами и неудачами.
Спустя 18-20 лет показатели успеваемости оказались выше у тех, кто в детстве был способен отсрочить удовлетворение потребности.
Они не только хорошо учились в школе и вузе, но среди них был низкий процент страдающих от ожирения, алкоголизма, наркомании и депрессии.
Как помочь детской психике все это выдержать?
Безусловно, нельзя заставлять ждать младенца. У него не желания, а потребности.
Вот в 9-12 месяцев можно играя в мячик или бросая поочередно кубик, когда придет ваша очередь, скажите: “Раз, два, три…” и замрите на несколько секунд с выжидающим выражением лица. Это привлечет внимание ребенка, потом продолжайте игру.
В 12-18 месяцев используя эту же игру увеличивайте время ожидания.
18-2,5 года когда малыш просит, смело просите подождать. Только время ожидания должно быть очень коротким. Например, ребенок просится на ручки, скажите: “Хорошо, только подожди 2 секундочки”, затем посчитать до двух и обязательно взять на руки.
⠀
В 3 года и старше малышу на его просьбу можно сказать “Давай подождем и посчитаем до десяти” или ”Да, я сейчас сделаю, только уберу со стола”. Надо помнить, что дети еще не понимают время, сколько это минутка. Поэтому время ожидания лучше обозначать как-то иначе.
⠀
Более старшие дети развивают волевые качества в играх, особенно в коллективных. Выполнять правила игры, выдерживать очередность и проигрыш.
С раннего возраста нужно постепенно приучать ребенка к посильному самообслуживанию (убирать за собой игрушки, самому раздеваться и одеваться), а также помогать другим.
⠀
Важные, но часто трудновыполнимые родителями требования к ребенку - доделать до конца начатое (не делать за него), перестать вовремя играть и т.д.
Они воспитывают важный волевой навык - подчинение (разумное, например, учителю). Самоконтроль или самодисциплина – это приобретаемая способность, а не врожденная.
Ее можно и нужно воспитывать у детей, это для них очень важно.
Важно знать, что у вас не всегда будет возможность следовать этим рекомендациям. Нужно опираться на себя и состояние ребенка. Если он не выспался или плохо себя чувствует не нужно его насильно мучить ожиданием.
Главное помнить, что если ребенок научиться ждать, то в реальной ситуации, без вас, будет легче пережить ожидание.